Середина осени – пора урожайных милитари-шутеров. Вот и ЕА подоспела со своим проектом Medal of Honor. Об этой серии уже давненько не было ничего слышно, но теперь пришла пора вновь грянуть из обновленных орудий по врагам отечества (каким бы оно ни было) и завлечь игроков в свои сети стрельбой, взрывами, экшном и военными историями.
Да, вот примерно такое мнение у нас формировали специалисты ЕА в области пиара. Дескать, придет, увидит, и если уж не победит, то составит достойную конкуренцию остальным гигантам жанра. Однако, суровая реальность обошлась с мечтами игроков похлеще школьного физрука, решившего устроить внеплановую сдачу нормативов лазанья по канату.
Сначала о самом больном – о сюжете. Сюжет в MoH попросту отсутствует. Ту лебеду, которой нас потчуют, можно легко уместить в десяток предложений, если стараться описывать все подробно. Никаких личных историй, никакого раскрытия персонажей и как следствие – никакого сопереживания. А ведь если сценаристы пытались пусть даже и содрать сюжет со «Спасти рядового Райана», то это было просто необходимо. А то все эти «трогательные» сцены, сопровождающиеся печальной музыкой, совершенно не вызывают нужных эмоций.
Пересказывать сюжет не стоит, чтобы те, кто все-таки захочет поиграть в MoH, смогли узнать хоть что-то новое о войне в Афганистане. Строго говоря, это и новым-то не является. Просто набор банальностей, не раз воспетых американским кинематографом: об идиотах-генералах, попивающих чай в пентагоне и отдающих необдуманные приказы, о коварных засадах, о способности настоящих мужчин побеждать в любой ситуации и об исполнении негласного закона «один за всех и все за одного», требующего готовности бросить все силы и рискнуть собственными жизнями, чтобы спасти из окружения всего нескольких бойцов… О, нет! Я же вам только что все рассказал! Как же теперь играть? Расслабьтесь, сюжет все равно мертвый.
Остаются у нас графика с атмосферой и геймплей в сингле да мультиплеере. Да, ну какой же FPS, претендующий на звание кинематографичного, не сделает попытку очаровать игроков графикой? Так и подмывает сказать, что MoH даже не попытался. Но нет, попытки были, и в чем-то они даже достигли цели. Сначала ложка дегтя. Технически качество графики оставляет желать лучшего. Если качество текстур зданий, гор и другой недвижимости еще приемлемое, то у всякой мелкой «мебели» оно иногда приближается к отметке «убожество» . Текстуры оружия никто не станет ругать за то, что оно, мол, выглядит новым и пластмассовым. Другое дело, что подгружаются эти самые тесткуры с заметным интервалом. Не как в Singularity, конечно, но все равно заметно. За исключением этого момента, работоспособность игры можно назвать высокой, поскольку ничего нигде не виснет, не тормозит и работает как часы. То есть оптимизация удачна.
Чтобы скрыть недостатки качества графики, нас активно кормят блером и другими спецэффектами. К слову, взрывы почему-то не производят такого впечатления, как в трейлерах, но все равно смотрятся круто. Огромный взрыв, столб огня, дыма и земли; пауза, после которой все, что было поднято в воздух, падает назад. Эдакий песчаный дождь. Очень сильно влияет на видимость (как и просто дым, туман, пыль и т.д.) и вносит изрядную долю реалистичности в игровой процесс.
Хороша оказалась работа художников: все-таки в MoH нас не возят по всему миру, чтобы радовать красивыми пейзажами – все события происходят в одной стране, в одном и том же районе. И все-таки визуально уровни смотрятся очень разнообразно, ярко и колоритно, а обстановка постоянно меняется.
Продолжая разговор об игровых уровнях, переходим к геймплею. Если художники постарались на славу, то вот конструкторы уровней устроили игрокам настоящую подставу. Более линейное прохождение уровней представить себе крайне сложно. Нет никакого пространства для маневра, вы просто бежите вперед, иногда останавливаетесь, чтобы разнообразить геймплей тиром – то есть занимаете выгодную позицию и начинаете отстрел набегающих бородачей. Да-да, это значит, что никакой тактики, никаких маневров, а просто методичная стрельба.
Речь о традиционных для шутеров уровнях. Было проведено несколько попыток немного развеять игрока, покатав его на вертолете, квадроцикле и джипе, дав возможность пострелять из крупнокалиберной снайперской винтовки и заставив помечать цели для точечной бомбардировки и авиаударов. Что сказать… просто еще одна разновидность тира, в которой вам нужно только водить мышкой и вовремя жать на курок, поскольку никаким транспортом управлять не надо, а маршрут его прописан заранее. За исключением квадроцикла, но тут уж совсем худо – вы просто проедете на нем небольшое расстояние без какого-либо конфликта, перестрелки или даже захудалой скриптовой трюковой сцены.
Кстати, насчет скриптовых сцен. Их просто нереальное количество (еще бы, при такой-то линейности чем еще игроков развлекать?), и иногда они умудряются здорово отравлять игровой процесс. Например, в некоторых местах бесконечные враги будут нападать на вас до тех пор, пока вы не выполните текущие условия. Вот как только выполните, станет реально всех перестрелять. Если попробуете сделать это раньше, то только навалите гору трупов в том месте, где респаунятся боты.
Но самым гнетущим фактором является тупость ботов. Это просто что-то невероятное… Единственные умные действия, которые они совершают, это прописанная сценарием пробежка до основной позиции. Все остальное время они будут либо продолжать там сидеть/стоять, либо начнут перемещаться за соседние укрытия безо всякой логики и на радость любому ценителю стрельбы по живым мишеням. Практически никакой реакции на вашу стрельбу по соседним целям, только в случае попадания. Очень интересная разновидность слепоты: красться мимо можно чуть ли не вплотную – не увидит, но при этом они прекрасно видят в дыму, где собственного носа порой не различишь, и при обнаружении в жалком подобии стелс-миссий постоянно знают ваше текущее положение. А это значит, что расчет действия ботов производится не с позиции отдельно взятой единицы со своей моделью поведения и радиусом обзора, а с позиции вездесущего режиссера, координирующего атаки и перемещение противника посредством примитивного алгоритма.
Все, хорош про ботов, просто наболело. Ну, невозможно же оставаться равнодушным, когда видишь идиота, сидящего в углу комнаты на корточках спиной к вам и пытающегося стрелять сквозь угол стены куда-то на улицу. Если бы не звуки выстрелов, я бы подумал, что он онанирует…
И еще в довесок ко всем глупостям игры: чудовищно бронированные союзники, которых можно убить, но это крайне непросто, бесконечный боезапас (поскольку почти всегда можно выпросить дополнительную обойму у товарища, если уж умудритесь потратить огромный запас собственных патронов), скудный запас вооружения, иногда подвисающая соображалка напарника, делающая его еще более бесполезным в бою, чудовищная физика, заставляющая тела летать словно ватные мешки (особенно при стрельбе с вертолета, это что-то…) и отсутствие расчлененки при большом количестве ситуаций, где от мишени должны бы, по идее, остаться, только сапоги и голени в них.
И накрывает все это безобразие вялый мультиплеер, состряпанный на скорую руку. Сразу бросается в глаза попытка клонировать CoD`овскую попсовую модель. Если и получилось, то с большой натяжкой. Без души, только ради того, чтобы он там был. А ради чего, спрашивается, бросать одно спинномозговое развлечение ради другого, только выполненное технически более слабо? Вот-вот, ответ очевиден.
В общем, Medal of Honor это, разумеется, не уровень всяких там Terrorist Takedown`ов. И, да, она эффектнее недавнего Sniper: Ghost Warrior. Чувствуется, что в планах разработчиков было создание эпической военной игры. Только такое ощущение, что больше половины денег ушло в рекламу, а все попытки сделать из игры хит пресекались желанием выпустить игру как можно скорее. Medal of Honor играбельна, но при всем своем пафосе скучна, недоработана в техническом плане и до ужаса банальна по концепции.
Остается надеяться, что война шутеров, в которой так рвется принять участие ЕА, продолжится, а владельцы прав на знаменитую серию учтут свои ошибки, прежде чем приняться за следующий проект.
Спасибо